Щедрый на овации «Скупой»

Опера Скупой

 

Долгими дружными овациями завершился Фестиваль искусств «Классика OPEN FEST».

23 августа в филармонии Тольятти давали комическую оперу русского композитора Василия Пашкевича, сочиненную на текст драматурга Якова Княжнина. Зал был полон.

«Опера Пашкевича «Скупой», поставленная впервые в 1782 году в Петербурге, сыграла немалую роль в процессе становления русского музыкального театра».

Эта цитата из энциклопедии объяснит для театралов многое (если не почти всё), но для неискушенной тольяттинской публики, коей в зале обычно собирается большинство, требует пояснения. «Скупой», подобно античной драме или трагедии построен на единстве времени, места и действия. Все события в опере происходят одно за другим, рядом с единственным предметом на сцене — сундуком скряги и вытекают одно из другого. Европейский классицизм, подражавший античным образам, эксплуатировал триединство довольно долго. В России, лишенной античности, да и классицизма тоже, подобных образцов не так уж много…

Сюжет незатейлив и обязательно нравоучителен. Как написано в афише спектакля:
«Это сочинение о вечном.
О любви. О любви… к деньгам.
Фарс, лукавство, интриги и, конечно же, любовь —
отличный набор для комедии,
выполненной в лучших мольеровских традициях.»

 

1. Анатолий Невдах (тенор, Самара) — Скрягин, опекун Любимы
Опера Скупой

 

Впрочем, почему я вдруг решил, что сюжет незатейлив? Наоборот, взаимоотношения персонажей проясняются далеко не сразу и простыми их не назовешь. Как выясняется ближе к финалу, молодой отчаянный влюбленный, опутывает сетью лжи опекуна юной кокетки, чтобы вырвать из лап скряги не только возлюбленную, но и 20 тысяч рублей приданного. Как и следовало ожидать, зло в финале повержено, любовь торжествует…

2. Юлия Каменская (сопрано, Москва) — Графиня, она же — Марфа, служанка Миловида
Опера Скупой

 

3.  Светлана Терентьева (сопрано, Тольятти) — Любима, племянница Скрягина, возлюбленная Миловида
Опера Скупой

 

4. Денис Хомицкий (баритон, Самара) — Миловид, главный интриган
Опера Скупой

 

5. Антон Бочкарев (тенор, Москва) — Пролаз, слуга Миловида, возлюбленный Марфы
Опера Скупой

 

6. Тимур Зангиев (Владикавказ) — дирижер-постановщик спектакля
Опера Скупой

 

Режиссер-постановщик спектакля — Антон Гопко (Тольятти – Лион, Франция). Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии.

Сейчас, конечно, сложно представить, какова была первая постановка оперы «Скупой» в далеком 18 веке, в молодом тогда еще Санкт-Петербурге. Впрочем, в театре повторы не в чести, поэтому Антон Гопко, даже имея все сведения о том спектакле, вряд ли стал бы добиваться исторической достоверности. Тольяттинский «Скупой» решен в духе итальянской комедии дель арте. Яркий грим актеров недвусмысленно отсылает нас на римские площади.

7.
Опера Скупой

 

Еще один повод вспомнить о солнечной Италии дали первые отзывы о генеральном прогоне, прошедшем вчера. Не всем понравилась «невыразительная игра актеров». Критики видимо забыли, что в опере заняты певцы, а не актеры. И, как однажды было сказано в защиту итальянских оперных матрон: «При их комплекции, хорошо еще, что они изредка ходят по сцене». Доля правды в этом театральном анекдоте есть — мало того, что певцы редко бывают равновеликими актерами (все-таки школы совершенно разные), так еще и дыхание постоянно контролировать нужно. Прыгать во время оперного пения не больно-то рекомендуется. Для этого специально оперетту изобрели.

8.
Опера Скупой

 

Так что, изрядная статичность большинства сцен и скупость рисунка роли каждого из певцов… они заложены в самом жанре. Но, «Скупой» — опера не простая, а комическая. И нелепых прыжков и ужимок в ней хватает. Скучать уж точно не пришлось.

9.
Опера Скупой

 

Кстати, впервые на моей памяти, филармонии пригодилась чрезмерно глубокая сцена. На ней уместился оркестр и для действия место осталось. Правда, стоило певцам выйти на авансцену, сразу становилось заметно, что в филармонии мало театрального света — лица терялись в тени. Кто-нибудь может объяснить, зачем «спрятали» первые ряды в зрительном зале. Это тем более забавно, что кассиры не всегда предупреждают зрителей, покупающих билеты, что «старый» шестой ряд сейчас — самый первый! И планируя послушать концерт из комфортной середины партера, оказываешься практически «на коленях» у солистов…

10.
Опера Скупой

 


 

Слайд-шоу

Нажмите мышкой на фото, чтобы увидеть в полный размер.

Как говорят в театральных кругах — реплика в сторону. С недавних пор мы стали использовать в материалах слайд-шоу. В связи с чем, мучаемся вопросом: «Стало лучше или мы всё испортили?» Не сочтите за труд, нажмите кнопочку…

[poll id=»4″]

 


Видео — фрагмент финала

 

Все фоторепортажи с концертов Молодежного симфонического оркестра Поволжья можно увидеть здесь.


1423

Читайте также: