Пустите туристов на ВАЗ — не пожалеете

Промышленный туризм в Тольятти

В качестве эксперта по промышленному туризму в форуме «Тольятти – город будущего» принял участие Сергей Богданов, управляющий партнер фирмы «ПромТур» (Москва).

В нашем городе он провел два дня, побывал с экскурсией на АВТОВАЗе и поделился с нашим автором секретами успешно работающей фирмы.


Промышленный туризм в Тольятти

 

Промышленный туризм – это экскурсии на действующее производство. Мы показываем людям, как производится тот или иной продукт.

Это пищевые фабрики, пивзаводы, обувные фабрики, часовые заводы. В том числе завод по производству грузовиков Volvo в Калуге. И самый хит среди наших туров – атомные электростанции. Обычный человек может спокойно купить билет и поехать на станцию, увидеть все своими глазами, постоять на крышке атомного реактора.

Мы занимаемся тем, что договариваемся с фабриками и заводами, составляем планы экскурсий, согласовываем все вопросы безопасного пребывания на объектах. В результате получается, что посмотреть на то, как работает реальное производство, не сложнее, чем сходить в кино. В выходной день люди отправляются не в бар или боулинг, а едут на заводы.

Промышленный туризм в Тольятти

 

– Можно это сравнить с экскурсиями по Золотому кольцу?

– Да, это так же недалеко от Москвы, только вместо храмов и архитектуры мы смотрим производство.

– Как у вас появляются новые объекты?

– Не стоит скрывать, процесс довольно сложный. Предприятия идут на контакт очень неохотно. Потому что они уверены, что для них это обернется только лишней головной болью, ничего не дав взамен. Но эти экскурсии приносят им имидж открытого производства, их продукция получает дополнительный положительный пиар, появляются новые клиенты и потребители. В России это направление туризма пока продвигается сложно. Мы пытаемся договариваться, и из многих сотен предприятий откликаются единицы.

– Вы с предприятиями делитесь своей прибылью от экскурсий?

– Каждый раз договариваемся на разных условиях. Есть предприятия, которые сами настолько заинтересованы в рекламе продукции, что готовы пойти на какие-то затраты по приему экскурсий.

Промышленный туризм в Тольятти

 

– А как решается проблема с безопасностью туристов и самого производства, если это пищевая продукция?

– Хороший вопрос, потому что эту отговорку используют в первую очередь. Но особых проблем с обеспечением безопасности нет.

Есть механизмы и способы, в том числе разработанные на Западе, где 96 процентов предприятий пускают к себе экскурсии. Технически это выстроено так: если предприятие режимное, типа атомной станции, то мы за месяц собираем списки участников и отправляем в их службу безопасности. Для граждан России, у которых не было проблем с правоохранительными органами, допуск будет получен. Если экскурсия на простое предприятие, то можно купить билет как на обычную экскурсию, буквально перед отправлением автобуса. И уже на предприятии проходит подробный, неформальный инструктаж. Это становится важной частью экскурсии, туристам нравится ощущать себя причастными к реально действующему производству, они готовы пойти на какие-то ограничения. Где нужно – надевают каски или бахилы, снимают металлические предметы. На атомной станции нужно вообще раздеться до нижнего белья и надеть белую униформу, как у работников АЭС. После чего все расписываются в журнале по ТБ.

Никаких специальных приготовлений на предприятии делать не нужно. Везде работают люди, есть предусмотренные регламентами безопасные проходы, по которым и передвигаются наши группы. Конечно, с группой идут один-два человека, которые рассказывают о предприятии, об этапах производства продукции. И следят, чтобы туристы не завернули не туда. Но у нас никогда не было никаких эксцессов, хотя мы успели провести несколько тысяч групп. Поэтому никаких проблем мы не видим.

– На какие АЭС вы водите экскурсии и сколько они стоят?

– В основном мы работаем вокруг Москвы – Тверская, Смоленская и Курская области, в каждой из них есть станции. Туры на АЭС самые дорогие – 3,5 тысячи рублей. Но это на весь день: с переездами, обедом, экскурсией.

Промышленный туризм в Тольятти

 

– А как вы оцениваете потенциал экскурсий на ВАЗ?

– Очень высокий. То, что мы услышали сегодня на форуме от представителей АВТОВАЗа, – это отговорки. По своему опыту могу сказать, что никаких проблем по организации экскурсий и привлечению людей нет. Реальных причин закрытости ВАЗа я не могу понять.

– Как можно убедить автозавод открыть двери?

– Приведу пример из опыта общения с руководством крупных предприятий. Если начинаются отговорки, сразу видно, что директору просто не нужна лишняя головная боль. Зачем ему навязывают каких-то туристов, отвечать еще за них? Продукция продается и без этого. Но если речь идет о массовой продукции, то мы предлагаем посмотреть красивые отчеты туристов, почитать восторженные отзывы. Разговор перемещается в русло рекламы, а эта тема более понятна директору. Когда они видят прямую отдачу от этой рекламы, то, что она положительно сказывается на имидже, отношение меняется.

Для АВТОВАЗа эти экскурсии станут реальным способом изменить свой имидж к лучшему.

Не знаю, что говорят о заводе и его продукции в Тольятти, но, судя по отзывам в Интернете, ваши машины до сих пор считают ведрами с гайками. Извините за грубость, но это пишут люди, вот их бренд. И представьте мое удивление от того, что я увидел на заводе. Я, конечно, понимал, что это должно быть в какой-то мере современное производство. Но увидеть конвейер, как на Западе, я не ожидал. Мне показали прекрасные цеха, как работают люди, реальный контроль качества. Это очень зрелищно, это можно хорошо показать. Просто открыв двери для экскурсий, завод докажет всем, что ему нечего скрывать или стыдиться.

Промышленный туризм в Тольятти

 

– Плюс можно предлагать экскурсии в Технический музей. Это будет продаваться?

– Нет абсолютно никаких сомнений. Я готов привезти из Москвы десять тысяч туристов в ближайшие месяцы. ВАЗ плюс музей – получается уже двухдневный тур. Я совершенно уверен в этом, я за этим сюда и ехал. Думал, что ВАЗ двигается в этом направлении и мы поговорим предметно.

Оказалось, что никакого желания нет. И когда представитель завода что-то говорил про деньги, про поддержку властей, мне было смешно. Мы открыли сотни предприятий, не имея ни денег, ни поддержки. И провели кучу экскурсий просто потому, что нам сказали да. Если и на ВАЗе согласятся пустить туристов, я готов все остальное сделать сам. Никаких нерешаемых проблем здесь нет.

На фото: работа форсайт-сессии «Развитие туризма в Тольятти», прошедшей в рамках форума «Тольятти — город будущего».

Подробнее о работе форума можно узнать из наших репортажей: «Тольятти город будущего. Картинки с форума» и «Тольятти — город будущего. День второй».

766

Читайте также: