«Колесо» покатилось другой колеёй

Хаос. Женщины на грани

 

Сегодня во Дворце культуры ТоАЗа давали предпремьерный показ новой работы театра «Колесо» — спектакль «Хаос. Женщины на грани».

 

Пьеса финского драматурга Мика Мюллюахо пользуется ныне популярностью в России. Во многом потому, что являет собой совершенно непривычный нашему зрителю формат «предисловий и послесловий». Сама суть русского театра, «мясо и кровь» сценической жизни, заменены в этой пьесе простецкими ремарками «а за этим последовало…». Поклонникам Чехова будет вполне непонятно…
Но в целом, почти два часа экспрессивных монологов пролетают почти незаметно.

Хаос. Женщины на грани

 

Зритель, воспитанный на классическом русском театре (или думающий, что он воспитан на нём), современной финской драматургией будет повергнут в шок. У нас ведь как было заведено еще самим первым Чеховым (который Антон Павлович, он же — Антоша Чехонте, он же — Человек без селезёнки и тд и тп) — если в первом акте на стене висит ружьё, то в четвёртом оно должно выстрелить. Нынече — не то, что давече… Нынешние ружья родом из цирка, вместо канонады и пороховой гари выплёвывают из стволов лишь бутафорский флажок с надписью «Банг-банг!»…

«Ой-ой-ой! Я типа огорчилась!» — комментирует эту «трагедь» актриса.

«Йа в шоке!» — комментирует в соцсетях зритель.

Хаос. Женщины на грани

 

Вслед за патриархальным Чеховым, невостребованным в современном театре оказывается и его младший преемник — то же Чехов, только Михаил (нет, не родственник. И, да — даже не однофамилец). В отличие от первого (не родственника), второй всё больше напирал на правду не ситуации, а актёра. Но, в бутафорском цирке солёные слёзы совсем не нужны.

Хаос. Женщины на грани

 

В целом же, спектакль оставляет весьма неоднозначное впечатление. Принципиальный отказ от действия, органичный на европейской сцене, в российской действительности превращается в пародию на «радиотеатр». Актёры, лишённые свободы действия, украшают ужимками свои редкие (и вполне необязательные) перемещения от стула к стулу, из одного угла в другой. И жестоко расплачиваются за эти «кандалы» — в полном соответствии с теорией Чехова (второго, не родственника): движение души должно сопровождаться, порождать — движенье, жест…

Хаос. Женщины на грани

 

Но, повторюсь — финн Мика Мюллюахо сегодня популярен, его ставят тут и там. Кому-то его пьеса напомнит «Квартет И» с их «мужскими разговорами». Кто-то просто с удовольствием прослушает весьма причудливые тексты персонажей. Дразняще-притягателен и непривычный «стерильный» стиль всей постановки.

В любом случае — на громкие овации от тольяттинской публики спектакль однозначно обречён!

Хаос. Женщины на грани

 

Отдельной благодарности заслуживает молодая тольяттинская группа «Сидней», сопровождавшая спектакль живым звуком и полноценным участием в постановке.

Хаос. Женщины на грани

Хаос. Женщины на грани

Хаос. Женщины на грани

Хаос. Женщины на грани

Хаос. Женщины на грани

Хаос. Женщины на грани

.

Читайте также: