Всё будет хорошо?

Говорить о развитии туризма на Самарской Луке можно. Развивать его — нельзя. Именно такой вывод сложился от увиденного и услышанного в ходе Экотура по Самарской Луке, устроенного для журналистов и блогеров холдингом «СИБУР».

Ковчег. Это слово сопровождало нас оба дня экотура. Сотрудники Национального парка «Самарская Лука» и Жигулевского заповедника им. Спрыгина на все лады повторяли нам: «Это ковчег, давший приют многим и многим видам растений и животных, нехарактерным для наших широт, пережившим Ледниковый период, а то и динозавров».

1. Жемчужина Жигулей — панорама с горы Стрельная.

 

В том, что Жигулевские горы уникальны, убеждать никого не нужно – достаточно хоть раз их увидеть. Причем с любого расстояния. При взгляде из космоса излучину Волги ни с чем не перепутаешь и непременно удивишься мощи тектонических процессов, которые миллионы лет назад вздыбили посреди великой равнины эти мощные горы. Кстати, рост Жигулей продолжается до сих пор, каждый год они подрастают на 2-3 миллиметра. Из иллюминатора самолета уже различимы овраги и долины, спускающиеся к воде, разрезающие «остров» Самарской Луки словно хорошо пропеченный каравай на ломти. Понимаешь, что несмотря на относительно небольшую высоту, Жигулевские горы названы так не зря — это именно горы: с пиками и крутыми склонами. С высоты птичьего полета можно бесконечно удивляться разнообразию лесных сообществ, строго распределившихся по склонам гор, где каждое дерево занимает свое уникальное место и климатическую нишу. Где живой мир северного склона совсем не похож на южного соседа. Спустившись на землю, узнаешь о десятках реликтовых видов растений, переживших Ледниковый период благодаря защите крутых склонов гор. Об эндемиках – растениях, которые произрастают только здесь и больше нигде в мире. О занесенных в Красную книгу цветах и травах. Ничуть не меньше удивительного и под землей, в толще палеозойских известняковых пород, которые оказывают огромное влияние на растительный и животный мир Жигулей.

Даже поверхностное знакомство с этими уникальными природными богатствами способно вызвать восхищение и уважение. А ведь Жигули богаты не только своей природой. Каждая горная вершина, каждый уголок Самарской Луки овеяны легендами, богаты историческими событиями или мифами. Рассказывать можно часами напролет…

2. Вид на Молодецкий курган с Девьей горы.

 

Вот только не рассказывают. Никто и нигде. Восполнить этот пробел хоть в какой-то мере был призван экотур по Самарской Луке, прошедший при поддержке холдинга СИБУР, ООО «Тольяттикаучук» и ЗАО «Тольяттисинтез». На два дня журналистов и блогеров Тольятти и Самары увезли на территорию Луки и окунули в море информации, где каждая фраза начиналась со слов: «А вот еще один уникальный…».

Чем больше мы узнавали, тем яснее становилось, какую непосильную ношу взвалили на нас, сами того не ведая, нефтехимики из СИБУРа. Да, нам безумно повезло – нас, два десятка журналистов и блогеров, просвещали и опекали лучшие сотрудники заповедника и национального парка. В первый день экотура мы поднимались на гору Стрельную и через каждые 30-40 метров делали остановки, чтобы увидеть еще одно редкое растение, торопясь черкнуть пару строк в блокноте или сделать фотографию.

3. Лазурник трехлопастный… Ровесник мамонтов, между прочим. Сто человек из ста пройдут мимо, даже не обратив на него внимание. А вот когда гид расскажет про его уникальное строение — удивятся самые прожженые циники. Загуглите — оно того стоит.

 

Однако, скоро стало понятно, что запомнить за один раз столько информации просто невозможно. Что в одной газетной статье или передаче на телевидении не вместишь и тысячной доли. И на самом деле нужна особая региональная школьная программа. Чтобы наряду с лесами Амазонки школьники Среднего Поволжья изучали природу Жигулей, которая намного богаче и разноообразнее, не говоря уж о том, что она родная. И на уроках истории есть что рассказать про Самарскую Луку. И географии. И химии…

Но в школах молодые, пытливые умы знаниями об уникальной красоте родного края не нагружают. Более того, книг о Самарской Луке практически нет. Даже на официальных сайтах Национального парка и заповедника информация крайне скупа. Да и сами сайты, прямо скажем, не впечатляют. Но главная проблема все-таки не в этом.

Главную проблему, насколько я понял, еще только предстоит осмыслить. Как выстроить мирные взаимоотношения между учеными и остальными людьми?

Под учеными я понимаю сотрудников обеих природоохранных организаций. Это только похоже на анекдот, но когда начальник отдела по маркетингу и туризму Жигулевского заповедника Ольга Фадеева говорит, что они специально сделали очень высокими цены на экскурсии, чтобы к ним поменьше народа приезжало, она совершенно искренна. И табличку на дороге, указатель поворота на гору Стрельную они не поставили, так что людям, не знающим точно где повернуть, искать придется долго. Ориентироваться нужно на магазин с вывеской «Всё будет хорошо». Горькая ирония, не находите?

А все потому, что заповедник – это такое специальное место, где людей быть не должно. Совсем. На всей Земле всего 2,7 процента территории занято заповедниками, но решают они глобальные задачи. И сохранение зверей-растений, как принято думать, отнюдь не самая важная. Научные исследования в сети заповедников по всему миру позволяют узнать, как развивается жизнь на планете, строить долгосрочные прогнозы и измерять силу воздействия человечества на природу. Поэтому, по большому счету, каждый турист в заповедной зоне – совершенно лишний гость. В национальном парке, где природоохранный режим помягче, гостям рады. Но только гостям, которые умеют вести себя подобающе…

4. Памятка туристу. Особо умиляет время экскурсии — 1 час. Его хватит ровно на то, чтобы дойти до вершины без остановки и вернуться назад не оглядываясь.

 

А как же гора Стрельная, жемчужина Жигулей? Почему же тогда к ее вершине проложили туристическую тропу, торжественное открытие которой случилось этой весной? Сергей Саксонов, заместитель директора Института экологии Волжского бассейна, сопровождавший нашу группу во второй день, отвечая на эти вопросы, не подбирает слов:

– Я считаю этот туристический маршрут преступлением против ландшафта.

5. Гребень Стрельной уже не вызывает восторгов. Даже в заповеднике это понимают и на официальный буклет турмаршрута подобрали старые фото — без «тропы».

 

Вопросов возникает масса. Почему, если уж решили прокладывать маршрут, саму «тропу» не сделали из дерева, ведь так более экологично? Почему не проложили её ниже гребня, тем более, что так было бы более познавательно для туристов и вид горы остался бы нетронутым? К тому же климатические условия на этом южном склоне Стрельной настолько уникальны, что дерево там совершенно не гниет и деревянный настил простоит там десятилетия.  Почему когда красили железо, то пролили столько краски, что пришлось заодно и камни под тропой выкрасить? Это ведь тоже ущерб уникальной природе.И железо ржаветь будет, и через пару лет его придется красить заново.

6. Это дерево на склоне будет лежать десятки лет, пока его не сгрызут жучки-древоточцы. Но это случится очень не скоро…

 

Сомнений подкинули и рассказы ученых о том, что появился этот экскурсионный маршрут благодаря странной ошибке. В государственную программу развития экологического туризма вместо национальных парков, которые задыхаются без финансирования, зачем-то включили заповедники, которым туризм противопоказан. Теперь нацпарки думают, где взять денег на развитие маршрутной сети, доходы от которой можно пустить на природоохранную деятельность. А заповедники ломают голову, как бы эти средства освоить и не угробить при этом своё прямое предназначение — стеречь природу от человека.

7. Сергей Саксонов.

 

Сергей Саксонов эти сомнения подтвердил:

– Ладно, кто-то решил, что нужно развивать туризм в заповеднике. Но мне совершенно непонятно, почему это делать именно на Стрельной? У нас есть Могутовая гора, не менее чудесное место, сделайте там пандус. Есть карьер в Богатыре – роскошное место. Надо эксплуатировать то, что уже изменено. Но специально вносить изменения в реликтовый ландшафт – это совсем не то, чего я ожидал. Другого такого места в Жигулях просто нет. Мы стали забывать о примате жизни, о том, как сдували каждую пылинку с каждой травинки.

У меня была другая идея – буквально в пяти километрах от Стрельной есть гора Наблюдатель. Самая высокая точка Жигулевских гор – 380 метров. Если на ней поставить вышку для туристов, то обзор был бы краше, чем со Стрельной. И ничего в природе портить не пришлось бы. Там нефтяники уже вырубили лес, проложили дорогу и коммуникации. Мне досадно, что мы к ландшафту подошли с позиций сиюминутных, а он ведь вечный. Раньше слово было хорошее – рачительность. Рачительный хозяин делает так, чтобы и ему хорошо было, и другим не обидно.

8. Крашенный «золотой фонд».

 

9. Информации на табличках на маршруте практически нет. Экскурсия без знающего гида теряет смысл — только специалист подскажет, что именно нужно рассмотреть, в чем уникальность этого места.

10. Каменистая степь, гора Стрельная.

 

11. А вот эта компания отдыхающих прояснила многое. Пока на официальной «тропе» руководство заповедника вселяло священный трепет в сердца журналистов и блогеров, молодежь спокойно поднялась на гору и расположилась на перекур на «особо охраняемом» склоне. Никто из сотрудников заповедника не сделал им замечания.

 

Слова Саксонова об причиненном заповеднику ущербе прозвучали особенно горько, потому что участникам экотура в этот день предстояла поездка на Молодецкий курган, который в жаркое лето 2010 года люди тоже изменили раз и навсегда. Пожары, возникшие по вине туристов, уничтожили практически весь сосновый лес на его склонах. И лес этот не восстановится уже никогда. Потому что пепелища заросли совсем другими травами, нарушилось хрупкое равновесие, сохранявшееся десятки тысяч лет. Помните про ковчег?

И на Стрельной, и на Молодецком кургане вы можете пытаться высадить что угодно, но «чужие» растения там не выживут. Южные склоны этих гор, например, занимают каменистые степи, растительный и животный мир которых привык к экстремальным условиям: до 60 градусов жары летом и до 40 мороза зимой. Поэтому эти экосистемы называют уникальными. И лишь огонь способен изменить этот мир — уничтожить. Огонь, который принесли туристы…

12. Здесь, на склоне Молодецкого курагна два года назад были сплошные тенистые леса. Сегодня пепелище заросло сорными травами.

 

Возвращаясь в город, не мог отделаться от очевидной мысли: «В библейском ковчеге были собраны все, каждой твари по паре – «чистые» и «нечистые». Но все они были отобраны. Может быть, и на Самарскую Луку стоит пускать только «отобранных»? Только как это сделать и кто будет проверять – кому можно доверять, а кому нет?»

13. А еще все журналисты и блогеры приняли участие в традиционном субботнике – пропололи осенние посадки деревьев в национальном парке. Не бросали мусор на маршрутах и не рвали редкие травы. На самом деле это несложно – унести с собой бутылки из-под минералки. А вместо букетов, которые завянут уже к вечеру, лучше наделать хороших фотографий.

Экотур для журналистов и блогеров в национальный парк «Самарская Лука» и Жигулевский заповедник им.И.Спрыгина состоялся в рамках второго регионального ежегодного конкурса журналистских работ в области экологии, который проводится при поддержке Тольяттикаучука и Тольяттисинтеза (нефтехимический холдинг СИБУР) в рамках благотворительной программы «Бизнес для экологии». Это далеко не единственный экологический проект тольяттинских нефтехимиков. Полный перечень проведенных акций — здесь. Фототчет о самом предприятии можно посмотреть здесь.

 


.

Читайте также: