Анатолий Волошин: «Банки — это бизнес на доверии»

Анатолий Волошин Эл банк

 

Разговаривать с Анатолием Волошиным интересно всегда — и в дни печали и в праздники. Не стала исключением и эта встреча, устроенная для журналистов накануне 23-го дня рождения банка. Анатолий Парьфирьевич за словом в карман не лез, комментировал всё, отвечал на любые вопросы.

Понятно, что большая часть времени встречи была посвящена ситуации в банковском секторе Самарской области.


Начал Волошин с пересказа анекдотичного телефонного разговора с клиентом банка, который может спать спокойно, до тех пор пока владелец банка не бегает в панике, а мирно отдыхает на пляже. Свежий заграничный загар подчеркивал серьезность анекдота. И в целом, все полтора часа разговора, Анатолий Парфирьевич буквально «облучал» журналистов своей уверенностью и спокойствием. Что совсем не мешало говорить жесткие вещи.

Анатолий Волошин Эл банк

 

— Нужно прокомментировать состояние банковской системы Самарской области. Мне удивительно – кипят такие страсти, а никто вообще не комментирует, как будто ничего не происходит. А паника в банковской сфере идет только в Самарской области, только у нас. И сегодня клиенты забирают деньги почти из всех региональных банков и несут в федеральные, хотя эти банки не более надежные и доверять им можно, может быть, не больше чем местным банкам.

Анатолий Волошин Эл банк

 

— Законодатели и правительство нашей страны сделали из региональных банков какие-то церковные приходы. Местный банк в России – это организация, вынужденная жить на доверии. То есть, ни один закон не защищает банк ни от чего. Все деньги в банке, практически 90 процентов – это деньги «до востребования». Деньги, положенные населением «на веру». Верю – положу. Потерял веру или кто-то там шепнул на ушко, что в банке проблемы – пришел забрал.

Россия, возможно, единственная страна в мире, где банк вынужден жить как церковный приход.

Анатолий Волошин Эл банк

 

— Мало того, что мы вынуждены жить на доверии, для малых и средних банков рефинсирование не доступно в принципе. Для того чтобы получить рефинансирование от ЦБ, нужно обладать немыслимыми рейтингами международных организаций.

 

— В этих условиях стоит чуть-чуть потерять доверие – сразу начинается паника. На самом деле в Самарской области это и произошло. Устроили «маски-шоу» в Волго-Камском банке и больше этого банка нет. После этого клиентам других региональных банков стали поступать приглашения «поменять банк».

Анатолий Волошин Эл банк

 

Чем ситуация 2013-го отличается от банковского кризиса 2008-го года?

— Если все банки начнут отдавать деньги вкладчикам, как это было в 2008 году, то… В 2008 году Центральный банк сделал массу шагов [для спасения банковского сектора – прим. авт.], вплоть до того, что работал в три смены. Для того, чтобы остановить панику в стране. Сегодня в России паники нет, есть определенная паника в Самарской области. И удивительно что, может быть, нас никто сильно спасать не будет. Но, на самом деле, ничего ведь не произошло. Только потеря доверия.

Самое главное, что это [экономика области – прим. авт.] долго потом будет восстанавливаться. Потому что, если эти деньги сейчас уйдут из региональных банков, они уйдут и из регионального бизнеса.

 

Процесс очистки банков идет по всей стране. В ЦБ решили тщательно зачистить сомнительные операции. Но, паникуют только в Самарской области.


743

Читайте также: