Как когда-то по Древней Греции бродил Диоген с фонарем в руке «в поисках Человека», так сейчас по городам России колесит Александр Филиппенко «В поисках живой души». 17 октября он приехал в Филармонию Тольятти.
Вижу эту программу уже в третий раз. И каждый раз — словно впервые. Конечно, Александр Георгиевич меняет тексты в программе, меняется время, меняемся мы. Неизменно, пожалуй, одно — вечный поиск Человека и его живой души. Вечная попытка докричаться.
Он выходит на сцену и замирает, глядя в зал, в котором предупрежденные светотехники не погасили свет. Он смотрит на зрителей и, кажется, чего-то ждет. Следующие полтора часа он будет бросать в зал обжигающие строки, высекать искры памяти, морочить аллюзиями и потешать несмешными в общем-то параллелями. Вместе с Авторами он будет обвинять и исповедоваться, но сейчас, едва выйдя на сцену, он замер…
Когда-то было принято говорить, что в театре служат. Это о нём.
Первую часть программы, самые страшные тексты, он читает почти не адресуясь к залу, словно боится сбиться, не суметь договорить. И красную папку держит на излёте, словно отстраняясь от написанного. И зал замирает. Первые аплодисменты прозвучат значительно позже. Когда отпустит.
В этот раз в Тольятти, а потом и в Самаре Александр Филиппенко прочитал отрывок про нашу историю ГУЛАГа, про великие стройки на берегах Волги, в наших местах.
А потом по сцене заскрипит педалями и разными колесами велосипед «строителя светлого будущего» и прокатится с ветерком холостятская кибитка «единственного деятельного героя бессмертных «Мертвых душ» — неугомонного Чичикова». И зал будет смеяться, узнавая. И холодея от узнавания.
В военное время человек этот наделал бы чудес: его бы послать куда-нибудь пробраться сквозь непроходимые, опасные места, украсть перед самым носом у врага пушку… И за неимением военного поприща… он пакостил и гадил.
Н.В. Гоголь, Мёртвые души, том второй (ранняя редакция), одна из последних глав
И — неожиданный момент для гордости. Описывая новый гардероб Чичикова, до того прекрасный, что впору звать художника и картину с него писать, Александр Георгиевич, обратился к залу: «Где тут фотограф, еще не ушел?» И найдя меня в темноте, встал в позу — снимай!
Спасибо Народному артисту России Александру Георгиевичу Филиппенко и Филармонии Тольятти за этот вечер.
Александр Филиппенко читает "Мертвые души"Posted by Равиль Иткулов on 17 октября 2015 г.